Какие ресурсы могут быть использованы при рисовании животных. Как использовать в проекте «видеонаблюдения» Классики анималистики подчеркивают, что бесполезно и даже вредно рисовать с чучел, очень важно наблюдать животных в жизни, в движении. Конечно, сделать это весьма непросто, особенно если речь идет о диких животных. Одна из интересных и весьма плодотворных возможностей – рисовать с видео.
Стараясь запечатлеть движущееся животное с видеофрагмента, школьник в какой-то мере оказывается тем зоологом, который наблюдает это животное в природе. Он пристально всматривается в происходящее на экране, отмечает те или иные детали и, если по-настоящему погружен в происходящее там, по сути проживает фрагмент жизни животного. Методику рисования животных с видео разработал в рамках нашего совместного проекта учитель изобразительного искусства школы № 2101 «Филевский образовательный центр» А.В. Аввакумов:
Аввакумов А. Передать движение // Искусство в школе, № 5, 2015, с. 15-17,
www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/library/Avvakumov_Peredat_Dvizhenie_2015.pdf В 3-м конкурсе им. В.М. Смирина мы успешно воспользовались этой находкой, организовав на сайте видеотеку по морским млекопитающим (см. сайт ЦОДП). Рекомендуем вам найти в интернете видеофрагменты с животными – героями вашего путешествия и попробовать понаблюдать и порисовать их с «видеонатуры». Особенно важно по нескольку раз прокрутить одну и туже серию небольших фрагментов, замечая, что вам удалось «поймать», точно и выразительно отразить в рисунке, а в чем вы ошиблись.
Наш опыт показывает, что подобный мастер-класс с рисованием животных с видео при некоторой предварительной подготовке с успехом могут провести и школьники, например, шестиклассники для второклассников. К творчеству каких художников-анималистов обратиться. Как найти необходимые материалы Советуем вам, выполняя задания проекта, обратить внимание на творчество таких художников как В.В. Бахтин, А.М. Белашов, В.А. Ватагин, В.А. Горбатов, Д.В. Горлов, В.С. Гребенников, В.М. Гудков, Н.Н. Кондаков, Е.П. Маковеева, Г.Е. Никольский, В.М. Смирин, Ю.М. Смирин, В.В. Трофимов, К.К. Флеров, А.Н. Формозов, Е.И. Чарушин, Н.Е. Чарушин, О.Ф. Хлудова.
Этот список – для ориентации. Вы можете выбрать и других мастеров, в том числе тех, чье творчество связано с животным миром и природой вашей малой родины, с традициями народов России (например, посвятить выполнение миссии № 2 косторезам Чукотки) и т.п.
Одна из самых главных проблем – недостаток и малая доступность материалов по анималистике. Причем это связано не только с тем, что хорошие издания не всегда переиздаются, а многие архивы художников вообще не доступны широкому кругу. Проблема в том, что анималистика, к которой мы обращаемся, – не столько жанр, сколько образ жизни, и привержены ему нередко художники-самородки, зачастую не имеющие профессионального художественного образования, иногда известные только в небольшом кругу, хотя творчество таких мастеров драгоценно. И одна из целей нашего конкурса – сделать их известными для педагогов и школьников, стимулировать интерес к традиции российской анималистики в целом.
Можно рекомендовать посещение галерей и музеев, в которых представлено творчество художников-анималистов. Крупнейшим в России собранием анималистики может гордиться Государственный Дарвиновский музей. Хорошие коллекции анималистов есть и в других городах, например, в Тарусской картинной галерее (г. Таруса, Калужская обл.).
Достаточно много материалов можно найти при целенаправленном поиске в интернете – от полнотекстовых изданий и статей в Википедии до интервью с художниками и разделов «Живого журнала» и социальных групп.
Приводим в помощь список ресурсов по анималистике, ни в коей мере не претендующий на полноту (см. далее) . Найти нужные, в том числе и эксклюзивные материалы – одна из творческих задач конкурса.
Из форм работы Конкурсов им. В.М. Смирина Анимация в природе: что мы под этим понимаем Этой теме был посвящен конкурс 2017 года. В данном случае главная задача — научиться видеть и передавать характерные процессы в жизни животных, будь то их движения, эпизоды поведения, в т. ч. взаимодействия друг с другом, игры и т. п., сумев их представить в виде серии рисунков (раскадровки, «фильма в картинках» для детей младшего возраста), снабженной комментарием, по возможности в виде небольшого анимационного этюда.
В коллективном проекте его общую тему можно отразить достаточно полно благодаря нескольким сериям таких раскадровок и нескольким анимационным этюдам либо их сочетанию: очень интересным может быть проект, включающий, например, представление разных стадий его осуществления (фрагментов наблюдений с натуры, предварительных и завершающего вариантов раскадровки и собственно краткого анимационного этюда из нескольких эпизодов, объединенных общей темой проекта).
Анимационный этюд. Если вы хотите попробовать свои силы в анимации, то можете обратиться к разным техникам. Важно лишь при этом следить за тем, чтобы она не нивелировала, не искажала особенности движения, поведения животных, а наоборот, помогала их подчеркнуть и точно выразить.
Не гонитесь за длительностью таких эпизодов. Даже самый краткий, но выразительный этюд гораздо ценнее, чем невнятный длинный ролик.
Анимация в анималистике. Конечно, анимация и анималистика — разные жанры, но в практике художников-анималистов можно увидеть черты, сближающие то, что они делают, с работой аниматора. Это характерно для многих мастеров, но в особенности для В.М. Смирина, и это не случайно, поскольку его интересовало прежде всего поведение зверя. В творчестве В.А. Ватагина, В.В. Трофимова, В.А. Горбатова и других анималистов важную роль играют листы с набросками разных форм поведения животного — своеобразные раскадровки.
В такой «раскадровке» на листе бумаги можно увидеть разные моменты поведения и представить, что и как делало животное, как и что мог наблюдать художник. На окончательном рисунке по материалам наблюдений В.М. Смирин нередко специально представлял в нескольких рисунках, как развивается во времени та или иная характерная форма поведения зверя, например, как ведет себя джейран во время гона или как устроен полет белки-летяги, как скрывается от возможной опасности самка калана со своим детенышем.
Что такое анималистическая задача. Как ее придумать Анималистическая задача – название, придуманное нами специально для конкурса 2016 года. Можно выбрать и немного другое: анималистическое задание, но это слишком расплывчатый вариант, или анималистическая загадка, но в этом случае возможно слишком упрощенное понимание, что это обычная загадка с простым односложным ответом, ничего особо творческого в ней нет.
Зачем мы решили попробовать ввести в конкурс такой тип задания?
Дело в том, что подготовить для других по-настоящему интересную, необычную, оригинальную задачу (загадку, задание) очень непросто. В этом по-настоящему ярко может проявиться тот, кто:
1) глубоко освоил материал, хорошо познакомился с образом жизни и поведением того вида или группы животных, которых изучал;
2) способен передать это знание другим так, чтобы тоже их заинтересовать, увлечь;
3) сможет это передать в той форме, которая соответствует именно нашему конкурсу: в виде собственного рисунка с вопросом, предполагающим краткий ответ, а также своей версии ответа в виде рисунка и словесного комментария (ваша анималистическая задача должна допускать также возможность ответа без рисунка).
Советуем вам, придумывая такую задачу, обыграть наиболее интересные, характерные и типичные формы поведения тех животных, которых вы изучали, показать, как они помогают приспосабливаться к условиям обитания.
Выполняя задание, нужно придумать не менее трех анималистических задач. Желательно, чтобы они дополняли друг друга, помогая тем, кто их пытается решить, раскрыть изученную вами тему.
Какие типы задач возможны?
Самый простой вариант – по типу «часть – целое» (чьи это лапы, уши и т.п.), но в этом случае нешаблонную, по-настоящему творческую задачу придумать непросто, ее еще нужно связать с поведением, действием животного.
Можно обыграть приспособленность зверя к условиям обитания в его умении маскироваться. Для этого как раз хорошо подходит именно рисунок.
Интересными, по-настоящему творческими, органичными именно для проекта по анималистике могут быть задачи в виде незавершенных рисунков (фрагмент; несколько линий, лишь намечающих рисунок, и т.п.), в которых переданы характерное движение, поза или взаимодействие животных.
Это список легко может быть продолжен, поэтому не будем ограничивать ваши творческие поиски и решения.
Не стремитесь во чтобы то ни стало подготовить неразрешимую для других задачу, ведь важнее передать другим собственный интерес и увлеченность, творческий подход, интересную экологическую особенность животного, чем поставить их в тупик.