МАСТЕРСКАЯ


Мастер-класс Ирины Маковеевой
Изображение животных встречается во всех культурах мира. Это очень древнее искусство. Первые изображения были найдены в пещерах во многих странах, позднее так называемый «звериный стиль» можно встретить, например, в культуре скифов.

В программы художественных школ и художественных вузов введены занятия по изучению животных и рисованию с чучел, а также практические занятия (рисование с натуры) в зоопарке. Но художники редко остаются работать в этом жанре. В ХХ веке работали такие широко известные мастера как В.А. Ватагин, А.Н. Комаров, Г.Е. Никольский, В.В. Трофимов, А.М. Белашов, М.М. Кукунов и наш современник –замечательный художник-иллюстратор В.А. Горбатов.

Михаил Максимович Кукунов (1918-1998)

В 2018 году мы отмечали 100-летний юбилей М.М. Кукунова. Его учениками был подготовлен и издан альбом работ этого замечательного художника.

Фото (Альбома или с выставки в зоопарке)

Михаил Максимович Кукунов — мой педагог, у которого я училась в 1972-1976 годы, будучи студенткой, и все последующее время. Ему я обязана выбором своей профессии, да и творческой судьбой. Михаил Максимович внимательно следил за моим художественным развитием, постоянно интересовался моими успехами, поддерживал при неудачах. Советы нашего мудрого учителя были и остаются ценными для меня.

Художник-анималист, прекрасный педагог. Любимый ученик Аникиты Хотулёва, учившегося у Ильи Ефимовича Репина в Петербургской Академии художеств.

У М.М. Кукунова был индивидуальный подход к каждому студенту. Он часто использовал приёмы и «словечки» П.П. Чистякова — преподавателя Академии художеств Х1Х века. У Павла Петровича учились в своё время такие наши великие художники как В.А. Серов, В.И. Суриков, М.А. Врубель и др.
















Мастер-класс Ирины Маковеевой
Правила работы. Советы

Основной принцип художника-анималиста — это работа с натуры. Пленэр, работа с моделью — необходимое условие работы и начинающего художника, и профессионала. Рисование животных с натуры непростое, но очень увлекательное занятие. Для городского художника существует замечательное место — зоопарк, где можно и посмотреть и порисовать удивительных птиц и животных, привезенных со всего мира. Часто выпускники художественных школ и институтов признаются, что самой интересной для них за время учебы была практика в зоопарке.

Совет 1. Для рисования следует выбирать место, недоступное для публики, если вы сами не хотите оказаться объектом повышенного внимания зрителей.

Совет 2. Выбирать для наблюдения и изображения животных, которые больше всего понравились именно вам. Начинающим художникам не рекомендую увлекаться сложными и экзотическими животными. Хотя они могут быть очень привлекательными, начать работу лучше с простых, милых нашему сердцу водоплавающих птиц.

Совет 3. При наблюдении за любым животным нужно постараться увидеть и понять силуэт, характер, окрас, фактуру. Это трудно сделать сразу, так как животное постоянно двигается, а если и отдыхает, то в не самых выгодных для художника положениях. Длительное наблюдение поможет вам. И в дальнейшем опыт работы с такой беспокойной моделью пригодится, например, при работе над натюрмортом, пейзажем или портретом. Изображение животного в движении признаётся самым трудным.

Совет 4. После посещения зоопарка желательно попытаться повторить свои наброски по памяти.

Совет 5. Если регулярно рисовать с натуры, набирается много набросков, зарисовок и рисунков. Советуем не торопиться уничтожать, те, что неудачны на ваш взгляд. Любой набросок с натуры прочувствован и достоверен, даже если он и не идеален. Рассматривая все нарисованное, можно проанализировать рост и развитие вашего мастерства и использовать это в дальнейшей работе.

Совет 6. Не всегда жизненные обстоятельства позволяют нам порисовать в зоопарке, но можно найти много интересных моделей и в других местах. Домашние любимцы, птицы и насекомые в городе — все может быть поводом для искусства и творчества. Это так украшает и обогащает нашу жизнь!

С годами у меня вошло в привычку носить с собой блокнот, карандаш или ручку для быстрых набросков в любой ситуации. Для длительного рисования (работы) в зоопарке, как правило, я беру с собой:

  • складной стульчик

  • набор бумаги разного формата

  • карандаши простые и цветные

  • мелки, пастель

  • акварель, кисти

  • тушь, перо

  • иногда этюдник с масляными красками

  • фото

Об использовании фотографии.

Ещё В.А. Ватагин предостерегал художников от неправильного использования фотоматериалов. Фотографии и видео очень помогают художникам, но не могут заменить непосредственное впечатление, живое общение и наблюдение. К сожалению, многие авторы делают грубейшие ошибки в изображении животных, полагаясь на фото. Надо помнить, что фотографии могут передавать изображение с очень сильным искажением, а также могут зафиксировать случайный ракурс, не характерный для объекта. В настоящее время у нас есть большой выбор чудесных видеофильмов и фотоматериалов о дикой природе, и это нужно использовать, но задача художника состоит не в копировании, а в поиске образа, художественной правды и своего языка изображения.


Изображение животных в движении

Работа художника, рисующего животных, состоит из нескольких этапов.

Наблюдение
Этот этап занимает бóльшую часть времени

Изучение
Делая легкие наброски и, конечно, ошибаясь, ищем силуэт животного. Рядом можем рисовать детали, изучая их. Пробуем «поймать» движение, основной характер, используя и абстрактные приёмы. Так создаётся образ, а это цель нашей работы.

Композиция
Этот этап самый трудный. В процессе наблюдения и изучения животного можно начинать заполнять лист (А3, А2) набросками. Трудность состоит в том, что в процессе работы нужно одновременно решать и композиционные задачи. Это действительно трудно — следить и за двигающейся натурой, и за расположением набросков на листе. Но есть приёмы работы, которыми охотно поделюсь.

Любое животное имеет несколько характерных поз и фаз движения.
Начинаем рисовать и, если животное меняет позу, переключаемся на новую, оставляя начатый рисунок. Опыт научил меня, что надо дождаться возвращения животного к прежней позе и продолжать первый рисунок. Добавляя наброски, прорабатывая детали, вы заполняете лист, и в результате может получится очень красиво. Неоднократно видела, как подобным образом работал Михаил Максимович, да и сама научилась так делать. Участь у него, мы неукоснительно соблюдали его правило — узнавать название животного и тут же на листе подписывать. Дома эта работа продолжалась: искали название на латыни, старались узнать всё об этом животном — где водится, чем питается — и, конечно, о среде его обитания.

Наш педагог советовал начинать с водоплавающих, и мы проводили много времени у пруда в зоопарке. Рисовали различных уток, гусей и лебедей, учились различать виды. Делали первые композиции, нам их подсказывала сама природа.

Чего необходимо избегать в работе

  • сентиментальности и пошлости

  • вида «с хвоста»

  • проявлении агрессивности, жестокости, крови

  • «очеловечивания», приписывания чувств и поведения, не свойственных натуре

  • образов анимации или карикатуры


Мастер-классы. Видеоресурсы

Мастер-класс по анималистике. Рисование птиц в природе.
Ведет Заслуженный художник РФ Ирина Петровна Маковеева. Музей-заповедник «Царицыно».

https://cloud.mail.ru/public/4Gbx/4V699r4uJ


Мастер-класс по анималистике. Рисование животных с видео. Рисование растений в оранжерее.
Ведет Заслуженный художник РФ Ирина Петровна Маковеева. Музей-заповедник «Царицыно».

https://cloud.mail.ru/public/2evo/hUuQvCkjM



Методические рекомендации для педагогов, родителей и детей
Какие ресурсы могут быть использованы при рисовании животных.
Как использовать в проекте «видеонаблюдения»

Классики анималистики подчеркивают, что бесполезно и даже вредно рисовать с чучел, очень важно наблюдать животных в жизни, в движении. Конечно, сделать это весьма непросто, особенно если речь идет о диких животных. Одна из интересных и весьма плодотворных возможностей – рисовать с видео.

Стараясь запечатлеть движущееся животное с видеофрагмента, школьник в какой-то мере оказывается тем зоологом, который наблюдает это животное в природе. Он пристально всматривается в происходящее на экране, отмечает те или иные детали и, если по-настоящему погружен в происходящее там, по сути проживает фрагмент жизни животного. Методику рисования животных с видео разработал в рамках нашего совместного проекта учитель изобразительного искусства школы № 2101 «Филевский образовательный центр» А.В. Аввакумов:

Аввакумов А. Передать движение // Искусство в школе, № 5, 2015, с. 15-17,

www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/library/Avvakumov_Peredat_Dvizhenie_2015.pdf

В 3-м конкурсе им. В.М. Смирина мы успешно воспользовались этой находкой, организовав на сайте видеотеку по морским млекопитающим (см. сайт ЦОДП). Рекомендуем вам найти в интернете видеофрагменты с животными – героями вашего путешествия и попробовать понаблюдать и порисовать их с «видеонатуры». Особенно важно по нескольку раз прокрутить одну и туже серию небольших фрагментов, замечая, что вам удалось «поймать», точно и выразительно отразить в рисунке, а в чем вы ошиблись.

Наш опыт показывает, что подобный мастер-класс с рисованием животных с видео при некоторой предварительной подготовке с успехом могут провести и школьники, например, шестиклассники для второклассников.


К творчеству каких художников-анималистов обратиться.
Как найти необходимые материалы

Советуем вам, выполняя задания проекта, обратить внимание на творчество таких художников как В.В. Бахтин, А.М. Белашов, В.А. Ватагин, В.А. Горбатов, Д.В. Горлов, В.С. Гребенников, В.М. Гудков, Н.Н. Кондаков, Е.П. Маковеева, Г.Е. Никольский, В.М. Смирин, Ю.М. Смирин, В.В. Трофимов, К.К. Флеров, А.Н. Формозов, Е.И. Чарушин, Н.Е. Чарушин, О.Ф. Хлудова.

Этот список – для ориентации. Вы можете выбрать и других мастеров, в том числе тех, чье творчество связано с животным миром и природой вашей малой родины, с традициями народов России (например, посвятить выполнение миссии № 2 косторезам Чукотки) и т.п.

Одна из самых главных проблем – недостаток и малая доступность материалов по анималистике. Причем это связано не только с тем, что хорошие издания не всегда переиздаются, а многие архивы художников вообще не доступны широкому кругу. Проблема в том, что анималистика, к которой мы обращаемся, – не столько жанр, сколько образ жизни, и привержены ему нередко художники-самородки, зачастую не имеющие профессионального художественного образования, иногда известные только в небольшом кругу, хотя творчество таких мастеров драгоценно. И одна из целей нашего конкурса – сделать их известными для педагогов и школьников, стимулировать интерес к традиции российской анималистики в целом.

Можно рекомендовать посещение галерей и музеев, в которых представлено творчество художников-анималистов. Крупнейшим в России собранием анималистики может гордиться Государственный Дарвиновский музей. Хорошие коллекции анималистов есть и в других городах, например, в Тарусской картинной галерее (г. Таруса, Калужская обл.).

Достаточно много материалов можно найти при целенаправленном поиске в интернете – от полнотекстовых изданий и статей в Википедии до интервью с художниками и разделов «Живого журнала» и социальных групп.

Приводим в помощь список ресурсов по анималистике, ни в коей мере не претендующий на полноту (см. далее) . Найти нужные, в том числе и эксклюзивные материалы – одна из творческих задач конкурса.


Из форм работы Конкурсов им. В.М. Смирина

Анимация в природе: что мы под этим понимаем

Этой теме был посвящен конкурс 2017 года. В данном случае главная задача — научиться видеть и передавать характерные процессы в жизни животных, будь то их движения, эпизоды поведения, в т. ч. взаимодействия друг с другом, игры и т. п., сумев их представить в виде серии рисунков (раскадровки, «фильма в картинках» для детей младшего возраста), снабженной комментарием, по возможности в виде небольшого анимационного этюда.

В коллективном проекте его общую тему можно отразить достаточно полно благодаря нескольким сериям таких раскадровок и нескольким анимационным этюдам либо их сочетанию: очень интересным может быть проект, включающий, например, представление разных стадий его осуществления (фрагментов наблюдений с натуры, предварительных и завершающего вариантов раскадровки и собственно краткого анимационного этюда из нескольких эпизодов, объединенных общей темой проекта).

Анимационный этюд. Если вы хотите попробовать свои силы в анимации, то можете обратиться к разным техникам. Важно лишь при этом следить за тем, чтобы она не нивелировала, не искажала особенности движения, поведения животных, а наоборот, помогала их подчеркнуть и точно выразить.

Не гонитесь за длительностью таких эпизодов. Даже самый краткий, но выразительный этюд гораздо ценнее, чем невнятный длинный ролик.

Анимация в анималистике. Конечно, анимация и анималистика — разные жанры, но в практике художников-анималистов можно увидеть черты, сближающие то, что они делают, с работой аниматора. Это характерно для многих мастеров, но в особенности для В.М. Смирина, и это не случайно, поскольку его интересовало прежде всего поведение зверя. В творчестве В.А. Ватагина, В.В. Трофимова, В.А. Горбатова и других анималистов важную роль играют листы с набросками разных форм поведения животного — своеобразные раскадровки.

В такой «раскадровке» на листе бумаги можно увидеть разные моменты поведения и представить, что и как делало животное, как и что мог наблюдать художник. На окончательном рисунке по материалам наблюдений В.М. Смирин нередко специально представлял в нескольких рисунках, как развивается во времени та или иная характерная форма поведения зверя, например, как ведет себя джейран во время гона или как устроен полет белки-летяги, как скрывается от возможной опасности самка калана со своим детенышем.


Что такое анималистическая задача. Как ее придумать

Анималистическая задача – название, придуманное нами специально для конкурса 2016 года. Можно выбрать и немного другое: анималистическое задание, но это слишком расплывчатый вариант, или анималистическая загадка, но в этом случае возможно слишком упрощенное понимание, что это обычная загадка с простым односложным ответом, ничего особо творческого в ней нет.

Зачем мы решили попробовать ввести в конкурс такой тип задания?

Дело в том, что подготовить для других по-настоящему интересную, необычную, оригинальную задачу (загадку, задание) очень непросто. В этом по-настоящему ярко может проявиться тот, кто:

1) глубоко освоил материал, хорошо познакомился с образом жизни и поведением того вида или группы животных, которых изучал;

2) способен передать это знание другим так, чтобы тоже их заинтересовать, увлечь;

3) сможет это передать в той форме, которая соответствует именно нашему конкурсу: в виде собственного рисунка с вопросом, предполагающим краткий ответ, а также своей версии ответа в виде рисунка и словесного комментария (ваша анималистическая задача должна допускать также возможность ответа без рисунка).

Советуем вам, придумывая такую задачу, обыграть наиболее интересные, характерные и типичные формы поведения тех животных, которых вы изучали, показать, как они помогают приспосабливаться к условиям обитания.

Выполняя задание, нужно придумать не менее трех анималистических задач. Желательно, чтобы они дополняли друг друга, помогая тем, кто их пытается решить, раскрыть изученную вами тему.

Какие типы задач возможны?

Самый простой вариант – по типу «часть – целое» (чьи это лапы, уши и т.п.), но в этом случае нешаблонную, по-настоящему творческую задачу придумать непросто, ее еще нужно связать с поведением, действием животного.

Можно обыграть приспособленность зверя к условиям обитания в его умении маскироваться. Для этого как раз хорошо подходит именно рисунок.

Интересными, по-настоящему творческими, органичными именно для проекта по анималистике могут быть задачи в виде незавершенных рисунков (фрагмент; несколько линий, лишь намечающих рисунок, и т.п.), в которых переданы характерное движение, поза или взаимодействие животных.

Это список легко может быть продолжен, поэтому не будем ограничивать ваши творческие поиски и решения.

Не стремитесь во чтобы то ни стало подготовить неразрешимую для других задачу, ведь важнее передать другим собственный интерес и увлеченность, творческий подход, интересную экологическую особенность животного, чем поставить их в тупик.


Особенности включения детей дошкольного и младшего школьного возраста в проблематику анималистики. Нина Бычкова
Игра и учебные задачи – что, как и для какого возраста учитывать?

Дошкольники.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте для ребёнка — это игровая деятельность. С этой точки зрения изучение любой предметной области (анималистика в данном случае не является исключением) лучше всего происходит именно в игровой деятельности. Малыши с удовольствием играют в изучаемых животных, имитируют их повадки и образ жизни. Конечно же, педагогу лучше предварительно рассказать ребятам об образе жизни животного — где оно обитает, чем питается, как ему избежать нападения хищников и т.п. Игры могут быть разными — это и «Логово волка» и «Залежка тюленей» и «Перелётные птицы в поисках ночлега». Важно только начать, а поиск сюжета и развитие деталей игры ребята подхватят сами.

Младшие школьники.

У младших школьников уже начинает складываться учебная деятельность и им можно ставить чисто учебные задачи, однако игровая деятельность (по крайней мере до 2-3 класса) остаётся в приоритете, и школьники с удовольствием включаются в игровую деятельность. В отличие от дошкольников игры школьников более познавательны, у них могут преобладать дидактические и настольные игры, а не сюжетно-ролевые.



Знакомство с мастерами анималистики (культурными образцами)

Второй вариант разворачивания игровой деятельности – это игра в анималиста. Поскольку дети младшего возраста склонны к подражанию, то им интересно в имитационном режиме осваивать или в буквальном смысле играть в художника анималиста. Предварительно, конечно же, хорошо бы педагогу рассказать и на конкретных примерах показать, чем занимались конкретные художники- анималисты — Владимир Смирин, Василий Ватагин, Евгений Чарушин, Вадим Горбатов и другие. Посмотреть репродукции работ мастеров анималистики, обратить внимание детей на то, как по-разному они изображали животных, что было важно для каждого из них, какую задачу он решал. А затем перейти к игре.

В одном из детских садов ребята «нашли» на прогулке рюкзак художника-анималиста. Пытаясь разобраться, что в нём и для чего это нужно, ребята решили сами попробовать себя в роли анималистов, наблюдая, а потом изображая животных.

Одной из важных задач этого проекта была тема «Встреча с анималистом»: как рисовал художник-анималист, на что он обращал внимание, как его наблюдения за животными отразились в его рисунках? Это может быть реальная встреча, если возможно пригласить настоящего художника в детский сад или школу. А может быть и «виртуальная», связанная с более глубоким знакомством с биографией и творчеством художника.

После «встречи» с анималистом в нашем проекте ребята еще раз рисовали свое любимое животное. Их рисунки стали более насыщенными, глубокими, дети отметили множество деталей.

«У моего котика зеленые ласты. Это отсвечивает водичка от солнца» (Школа № 2101, детский сад № 659).

В рисунке норы волка, изображенной изнутри, они показали выход наружу и проросшие корни деревьев (Школа № 2101 «Филевский образовательный центр», детский сад № 184).


Роль рисунка в дошкольном возрасте

Какую роль выполняет рисунок в дошкольном возрасте? Рисунок для ребёнка — это совсем не то же самое, что для взрослого.

Рисунок — это продолжение игры. Маленький ребёнок не изображает в прямом смысле слова, а буквально играет с тем, что нарисовал.

Многие рисунки — это целые сюжетные истории:

«Наступил вечер, и мамы — тюлени ищут своих бельков», «Гренландский тюлень хочет поиграть с ребятами; дети забыли на льдине игрушку, а тюленям интересно» (Школа № 2101 «Филевский образовательный центр», детский сад № 1394).

Так ребята пытаются запечатлеть в рисунке сам момент своей встречи с животным.

Дошкольники очеловечивают мир животных, приписывают их поведению мотивы, сближающие их с людьми.


С другой стороны, рисунок для ребёнка — это объективация знания.

Поскольку дошкольники еще не умеют делать доклады и презентации, для них наиболее естественно выразить свое знание именно в рисунке, поделке или игре. Художники- анималисты в этом смысле могут выступить для дошкольников именно в качестве переходного этапа от животного из сказки, сказочного образа к животному в природе и естественной среде обитания. Анималисты рисуют животное не холодно, отстраненно, как в научной энциклопедии (об иллюстрациях, имеющих чисто научную или учебную цель речь в данном случае не идет). Для них в рисунке отражается и знание о животном, и отношение к нему; это животное, нарисованное с любовью. Такое восприятие животного гораздо ближе мировосприятию ребенка, чем сухое научное знание.


Методические приёмы работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста


Увидеть мир глазами бабочки.

Первоначально очень важно подготовить малышей ко встрече с животным. Этот этап необходим для дошкольников, т.к. им в силу возраста трудно понять, что животное делает что-то по-другому, иначе, чем люди. Для этого мы проводили занятие на понимание стихотворения Самуила Маршака «Глупый котенок». Действительно ли котенок глупый — не хотел есть, пить и спать, как человек? На понимании этого отличия опирались дальнейшая работа, желание понять мир животного, причины его поведения.


Рисование с видео

Методический приём, предложенный А.В. Аввакумовым. Поскольку у детей редко есть возможность рисовать и наблюдать изучаемое животное в живой природе, то хорошим выходом является рисование с включенным видеорядом. Это позволяет в максимально приближенной к реальному наблюдению в природе форме изучать и рисовать наблюдаемое животное.


Видеописьма


Методический приём, предложенный А.И. Олексенко. Дошкольники, изучая животное и не найдя ответа на интересующие их вопросы, имеют возможность отправить видеописьмо с вопросами в школу. А школьники, получив письмо, начинают с большим интересом готовиться к данной теме и готовят видеоответ малышам или сами приходят в детский сад и проводят занятие.